Обычай помещать на захоронениях фотографии (или портреты) получил повсеместное распространение в советское время. В правильности подобного положения дел сильно сомневается православная церковь, и все же ничего страшного и осудительного в этом нет. Каждый вправе самостоятельно решать, каким образом он будет облагораживать и благоустраивать погосты. Ведь по большому счету ни памятники, ни пышные поминальные трапезы не нужны умершим. Имеет значение лишь искренняя молитва, лишь любовь в сердцах оставшихся на земле родственников. Сохранение памяти, поминовение приносит огромную пользу нам живущим, помогая становиться добрее, чище душою.
Все, что остается от наших усопших – вещи, их фотографии и потому фотографии в огромных количествах стали появляться на кладбищах.
Интересно, что на сельских кладбищах параллельно с металлокерамическим портретам стали появляется обычные бумажные фото. Чтобы непогода не уничтожила беззащитную бумажную фотографию, ее помещали в жестяные коробочки со стеклянной дверцей.
На смену металлическим памятникам ко второй половине прошлого столетия пришли железобетонные памятники. Изображения усопших при этом помещались на небольшие преимущественно овальные керамические или металлокерамические вставки. Под действием солнечных лучей такие портреты постепенно выгорали и теряли контрастность. Следующим этапом развития этого ритуального направления стала гравировка гранита.
Сохранность гравировки на камне зависит от качества полировки и свойств самого камня. Конечно, у подобного рода изображений есть один весьма существенный минус – при намокании они темнеют и фактически исчезают. В этом нет ничего страшного, это вполне естественные процессы, и при высыхании изображение «возвращается». Впрочем, можно пойти на небольшую хитрость и покрыть портрет акриловой краской (такая доработка портрета в Рязани обойдется от 800 рублей), после чего дожди и утренняя роса памятнику будут уже не страшны.
Процессе обработки структура камня никоим образом не нарушается, поэтому никаких негативных последствий покрытие акриловой краской не дает. Зато памятник выглядит презентабельно абсолютно в любое время года, в любую погоду. С точки зрения сохранности, гравированные портреты очень долговечны и практически не подвержены капризам природы не зависимо от наличия защитного покрытия.
Однако, среди заказчиков встречаются люди категорически не приемлющие гравированные портреты в силу собственных убеждений и, если человек по каким-то причинам хочет остановиться на керамическом портрете, мы можем предложить ему изготовление изображения на керамограните. Срок службы таких портретов достигает 50 лет. Стоимость стандартной формы начинается от 2700 рублей в зависимости от размера. Фотопортреты изготавливаются с использованием стандартизированных по величине и форме заготовок и этот фактор необходимо учитывать при выборе камня для памятника. Ещё одним пунктом затрат на это изделие будет стоимость монтажных работ, так как в любом случае его будут устанавливать в нишу, которая выбирается на достаточную глубину специальным инструментом непосредственно в камне. В связи с этим цены портретов сопоставимы с классической гравировкой художником.
Еще одним интересным направлением в художественном оформлении памятников представленным на Рязанском рынке ритуальных услуг являются цветные гравированные портреты. Компания «Мемориал-сервис» - одна из немногих в регионе, которая предлагает сохранить память о близком человеке и передать его черты и индивидуальность через многообразие красок.
Наши художники в своем творчестве применяют высококачественные итальянские краски, имеющие повышенную устойчивость к выгоранию под действием солнечных лучей. Таким портретам не страшны ветра и дожди. Впервые цветной портрет, выполненный по подобной технологии, мы изготовили в 2005 году. За прошедшее время никаких нареканий к качеству нашей работы не было. Кстати, хочется отметить, что особенно колоритными в цвете получаются портреты военнослужащих – форма, погоны и боевые награды максимально точно и достойно передают образ защитника Родины, образ человека, положившего свою жизнь на алтарь мира и всеобщего спокойствия.
Затронув тему цветных изображений на надгробных памятниках, нельзя не упомянуть еще об одной методике, также представленной на рязанском рынке. В этом случае с камня полностью снимается полировка, рисуется портрет, а затем изображение покрывается акриловым лаком. В данном случае лак защищает от ультрафиолетового излучения, но при этом теряется структура камня. Решать и расставлять приоритеты, что важнее, конечно, должны сами заказчики. Но выглядит такое изображение несколько не привычно так как напоминает картину на холсте.